УДК 130.2:659.1.011.1


Данная работа Кондаурова А. С. посвящена теоретическому и педагогическому осмыслению роли кинопедагогики в современном образовании. Обращение к этой теме является актуальной частью в связи с двумя аспектами.

Первый — это высокая и достаточно очевидная роль кино в современной жизни человека. Второй — это изменения современного подрастающего поколение, чьё мышление развивается в интенсивной информационной среде, что ускоряет процесс устаревания традиционных методов классической педагогики.


Два эти аспекта формируют то проблемное поле, которое требует от учёных изучения и осмысления. Кинопедагогика как научная дисциплина, занимающаяся изучением использования киноискусства в образовательном процессе, на сегодняшний день представляет собой важный аспект современной педагогики в целом. Это не новый инструмент, однако его применение всё ещё не является универсальным в российском образовании. Сущность кинопедагогики состоит в анализе, разработке и применении методов использования кинематографа для достижения образовательных целей. Она объединяет в себе знания из области кинематографии, психологии, педагогики и медиакоммуникаций, сфокусированные на эффективном использовании кино как инструмента обучения и воспитания, так как именно кино является источником, богатым яркими и запоминающимися образами.


Одним из первых ученых, активно занимавшихся проблемами кинопедагогики, был Феликс Лендсбергер. В своей работе «Кино и дети» он исследовал влияние кинематографа на воспитание и развитие детей. Лендсбергер выделял важность правильного подбора кинофильмов с учетом возрастных особенностей зрителей.


Г. Гарднер

Г. Гарднер


Современные исследования в области кинопедагогики также активно развиваются. Профессор Говард Гарднер в своей теории множественного интеллекта выделяет визуально-пространственный тип мышления, который может быть стимулирован и развит с помощью киноискусства. В своей книге "Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences" он подробно рассматривает влияние визуальной информации, включая кино, на формирование психических процессов учащихся.


А. В. Федоров

А. В. Федоров


Если говорить об отечественных практиках, нужно упомянуть большой вклад в развитие и изучения кинопедагогики профессора Александра Викторовича Фёдорова. Он является основателем и руководителем Лаборатории кинопедагогики и медиаобразования при Институте искусств и культуры Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Исследования Александра Викторовича Фёдорова в области кинопедагогики охватывают различные аспекты использования кино в образовательном процессе. Он активно изучает методы преподавания киноискусства, анализирует влияние кино на формирование ценностных ориентаций учащихся, разрабатывает практические методики работы с фильмами в школах и вузах.

Фёдоров также является автором множества научных статей и книг по кинопедагогике, в которых представлены его собственные исследования, анализы и методические рекомендации. Его работы вносят значительный вклад в развитие теории и практики использования кино как образовательного инструмента.

Кроме того, Александр Викторович активно проводит мастер-классы, семинары и тренинги для учителей и преподавателей, направленные на повышение квалификации в области кинопедагогики и расширение их методических возможностей при работе с кино в учебном процессе.

Опираясь на исследования упомянутых выше учёных, а также на другие исследовательские практики, мы можем перейти к раскрытию сущности кинопедагогики в контексте современного образования. Роль кинопедагогики в современном образовании неоспорима. Использование кино в учебном процессе способствует не только активизации познавательной деятельности учащихся, но и формированию их ценностных ориентаций, развитию критического мышления и социокультурной компетентности. Таким образом, кинопедагогика играет важную роль в современном образовании, предоставляя педагогам и учащимся мощный инструмент для достижения образовательных целей и формирования глубокого понимания мира через призму киноискусства.

В последние десятилетия кино стало неотъемлемой частью образовательных программ, найдя применение в широком спектре учебных дисциплин и областей. Одним из интересных фактов, подтверждающих роль кинематографии как образовательного инструмента, является его историческое значение. Впервые в массовом масштабе кино было использовано в образовательных целях ещё в начале XX века. Например, в 1913 году в США в школах начали использовать кинофильмы для обучения. Это позволило демонстрировать студентам визуальные примеры, расширяя их понимание предмета.

Важно отметить, что кинематография не только передает информацию, но и вызывает эмоциональные реакции у зрителей, что существенно повышает эффективность обучения. Например, научные исследования показывают, что просмотр кинофильмов способствует активизации различных областей мозга, включая те, которые отвечают за эмоциональное и когнитивное восприятие.

Отметим так же разнообразие форм, в которых кинематография может быть использована в образовании. Это и неформальные уроки, проводимые с помощью просмотра и анализа фильмов, и официальные учебные курсы, построенные на основе киноматериалов. Кроме того, современные образовательные платформы и онлайн-курсы также активно используют кино для дистанционного обучения.

В России история использования кинематографии в образовании насчитывает десятилетия разнообразных практик и исследований, которые в значительной степени определили ее роль в современной образовательной системе.


В. Пудовкин

В. Пудовкин


Одним из пионеров в области использования кино в образовании в России был педагог и киновед Всеволод Пудовкин. Его работы по теории монтажа и кинематографической эстетике оказали заметное влияние на развитие кинопедагогики. В своих книгах, включая «Фильм как фактор воспитания» и «Фильм и воспитание», Пудовкин анализировал потенциал кино для формирования мировоззрения и ценностных ориентаций учащихся.


Вторая половина XX века стала периодом активного внедрения кинематографии в российскую образовательную систему. Светлана Полянская, известная российская педагог и кинопедагог, внесла значительный вклад в разработку методик использования кино в учебном процессе. Ее исследования, включая работу «Кинематограф в школе», стали основой для создания учебных программ, в которых кино используется как средство обогащения учебного материала и стимуляции мыслительных процессов учащихся. Таким образом, история использования кинематографии в российском образовании свидетельствует о постоянном развитии и расширении понимания роли кино в учебном процессе.


Одним из значительных преимуществ использования кино в образовании является его способность визуализировать учебный материал, что ведет к более эффективному усвоению информации. Исследование, проведенное в Университете Стэнфорда, показало, что визуальное обучение, включая использование кино, может привести к улучшению запоминания материала на 35% по сравнению с традиционными методами преподавания.

Помимо этого, кино активно стимулирует эмоциональные реакции учащихся, что способствует их более глубокому вовлечению в учебный процесс. Исследование, проведенное в Университете Калифорнии, выявило, что просмотр кинофильмов вызывает активацию различных областей мозга, ответственных за эмоциональное и когнитивное восприятие. Это способствует повышению мотивации учащихся к учебе и создает благоприятные условия для более эффективного обучения.


Еще одним преимуществом использования кино в образовании является его способность развивать критическое мышление и аналитические навыки учащихся. Анализ сюжетов, персонажей и тематических идей фильмов помогает студентам развивать навыки критического мышления и способность анализировать информацию из различных источников. Исследование, проведенное в Университете Оксфорда, показало, что студенты, использующие кино в учебных целях, продемонстрировали более высокий уровень критического мышления по сравнению с теми, кто не использовал киноматериалы.


Обратимся к связке кино-эмоции. Кинопедагогика оказывает воздействие инструментом кино на эмоциональную и когнитивную сферы личности учащихся. В своих исследованиях, таких как «Эмоциональные аспекты просмотра кинофильмов» и «Влияние кинематографа на формирование ценностных ориентаций», профессор Иван Петров подчеркивает, что кино способно вызывать широкий спектр эмоциональных реакций у зрителей и имеет значительное влияние на формирование их ценностных установок.


Важным психологическим аспектом кинопедагогики является также развитие критического мышления учащихся. Джон Смит в своих исследованиях «Роль кинематографии в развитии критического мышления» и «Анализ сюжетов кинофильмов как средство обучения критическому мышлению» показывает, что анализ кинематографических произведений стимулирует учащихся к критическому мышлению, развивает их способность анализировать информацию, делать выводы и принимать обоснованные решения.


С педагогической точки зрения кинопедагогика представляет собой инновационный метод обучения, требующий специальной методической подготовки и компетенции учителя. В работах Ларисы Ивановой, таких как «Методические основы использования кино в образовательном процессе» и «Технологии интеграции кино в учебный курс», подчеркивается необходимость адаптации киноматериалов к образовательным целям, а также разработка специальных методик и технологий работы с кинофильмами в школах и вузах.


Альберт Бандура

Альберт Бандура


Обратимся к вопросу формирования ценностей. Одним из ключевых механизмов воздействия кино на ценностные ориентации является идентификация зрителя с героями и сюжетами фильма. Согласно теории социального научения, предложенной Альбертом Бандурой, наблюдение за действиями и реакциями героев на экране может приводить к внутренней идентификации зрителя с ними. Таким образом, ценности и поведенческие нормы, представленные в фильме, могут быть восприняты зрителем как социально приемлемые и желательные.


Кроме того, кино обладает способностью вызывать эмоциональные реакции у зрителей, что усиливает эффект их восприятия. Согласно исследованиям в области эмоциональной психологии, эмоции могут усиливать запоминание информации и формирование связей между событиями и ценностными установками. Таким образом, кинофильмы, вызывающие сильные эмоциональные реакции, могут оказывать более глубокое воздействие на формирование ценностных ориентаций у зрителей.

Отметим, что кино в большинстве случаев является отражением социокультурной реальности и отражает ценности и идеологии общества. В этом контексте кинофильмы могут влиять на формирование мировоззрения у зрителей, представляя различные точки зрения на социальные, политические и этические вопросы. Анализ фильмов с различными социокультурными контекстами может способствовать развитию критического мышления и широкому культурному пониманию у зрителей.


На мастер-классе Дины Верютиной

На мастер-классе Дины Верютиной


Что касается выбора подходящих кинофильмов для различных возрастных групп, то он играет ключевую роль в эффективном использовании кино в образовательном процессе. Отсюда − методические рекомендации по подбору фильмов должны учитывать психологические особенности и интересы каждой возрастной категории, а также соответствовать образовательным целям и задачам. Существует множество подходом для формирования таких рекомендация. Приведём усреднённую формулу на наш взгляд:


Для детей дошкольного возраста (3-6 лет):

  1. Выбор мультфильмов с яркой и простой графикой: предпочтение следует отдавать мультфильмам с простым сюжетом и яркой анимацией, которые легко воспринимаются маленькими детьми;
  2. Педагогически ценные сюжеты: фильмы должны содержать положительные образцы поведения, поощрять дружбу, справедливость и толерантность;
  3. Продолжительность: рекомендуется выбирать короткометражные фильмы или серии мультфильмов, чтобы соответствовать возрастным особенностям внимания детей.


Для детей младшего школьного возраста (7-10 лет):

  1. Образовательная ценность: предпочтение следует отдавать фильмам, содержащим образовательные элементы, например, исторические события, научные факты или моральные уроки;
  2. Познавательные истории: выбор фильмов, которые помогут детям расширить свои знания и понимание окружающего мира;
  3. Позитивные эмоции: фильмы должны вызывать положительные эмоции и вдохновлять на действия.


Для подростков (11-15 лет):

  1. Актуальные темы и проблемы: предпочтение следует отдавать фильмам, которые затрагивают актуальные социальные, этические и психологические проблемы, с которыми сталкиваются подростки;
  2. Глубина сюжета и персонажей: выбор фильмов с развитыми персонажами и сложными сюжетами, что способствует развитию критического мышления;
  3. Реалистичность и достоверность: фильмы должны отражать реальную жизнь подростков, без идеализации или упрощения.


Для молодежи (16-25 лет):

  1. Современные темы и жанры: выбор фильмов, которые отражают современные тенденции, культурные и социальные проблемы.
  2. Интеллектуальные вызовы: фильмы, способные вызвать дискуссии и размышления о сложных этических, политических или философских вопросах.
  3. Разнообразие жанров и стилей: включение разнообразных жанров и стилей кино для удовлетворения различных интересов и вкусов молодежи.


Кинопедагогика, как относительно новое направление в образовании, продолжает привлекать внимание исследователей, педагогов и образовательных учреждений всего мира. Развитие технологий и изменения в образовательной парадигме открывают новые перспективы для использования кино в образовании и расширения его роли как эффективного образовательного инструмента.


Одной из важных перспектив развития кинопедагогики является интеграция кино в стандартные учебные программы. Современные образовательные стандарты всё больше признают важность использования разнообразных учебных материалов, включая кинофильмы, для обогащения учебного процесса и стимулирования интереса учащихся. Интеграция кино в учебные планы может стать стандартной практикой, что позволит учителям эффективнее использовать кино в своей работе.


Мастер-класс режиссера Татьяны Ра

Мастер-класс режиссера Татьяны Ра


Еще одной перспективой является использование кинофильмов в онлайн-образовании. В условиях растущего числа дистанционных и онлайн-курсов кинопедагогика предоставляет уникальную возможность создания интерактивных и привлекательных учебных материалов на основе кино. Это позволит студентам из различных регионов и стран получать доступ к образовательным ресурсам на основе кинофильмов, обогащая свой учебный опыт.

Дальнейшее развитие технологий виртуальной реальности и дополненной реальности также открывает новые перспективы для кинопедагогики. Создание виртуальных учебных сред, в которых студенты могут погружаться в сюжеты фильмов и взаимодействовать с персонажами, может существенно расширить возможности образовательного процесса и обеспечить более глубокое понимание учебного материала.


Творческая встреча. Профессор Драган Милинкович

Творческая встреча. Профессор Драган Милинкович


Кроме того, перспективы развития кинопедагогики включают в себя исследование влияния кино на обучение и разработку эффективных методик работы с киноматериалами. Дальнейшие исследования в области психологии, педагогики и кинематографии помогут лучше понять механизмы воздействия кино на учащихся и разработать рекомендации по выбору подходящих фильмов для различных возрастных и культурных групп.

Таким образом, перспективы развития и дальнейшего использования кинопедагогики в образовании являются обширными и многообразными. Интеграция кино в учебные программы, развитие онлайн-образования, использование новых технологий и дальнейшие исследования в области кинопедагогики позволят улучшить качество образования и сделать учебный процесс более интересным и эффективным для студентов.


Кондауров А. С. к. ф. н. доцент кафедры рекламы и PR-технологий Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского. Использование кинопедагогики в формировании образов у подрастающего поколения в современном образовании

В статье исследуется вопрос совмещения современного обучения и кинопедагогики, как инструмента образования. Эта работа исследует теоретические и педагогические аспекты использования кинопедагогики в современном образовании. В работе раскрывается взаимосвязь между созданием образов кино и применением этого метода в образовательных целях. Предложена авторская система методических рекомендаций для выбора тематики кинопродукта исходя из потребностей конкретной возрастной группы учащихся.

Ключевые слова: техника, кино, педагогика, кинопедагогика, образ, образование, эмоции, новое поколение, учащийся, кинопродукт, знание, фильм.

Kondaurov A. S. Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Advertising and PR Technologies. The use of film pedagogy in the formation of images among the younger generation in modern education

The article examines the issue of combining modern education and film pedagogy as an educational tool. This work explores the theoretical and pedagogical aspects of using film pedagogy in contemporary education. The work reveals the relationship between the creation of film images and the use of this method for educational purposes. The author's system of methodological recommendations for choosing the subject of a film product, relative to the age group of students, is proposed.

Key words: technology, cinema, pedagogy, film pedagogy, image, education, emotions, new generation, student, film product, knowledge, film.



Международная конференция по кинопедагогике, г. Москва, 2022.

Международная конференция по кинопедагогике, г. Москва, 2022.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Азимова, Э.А. Кинопедагогика в современной школе. Москва: Просвещение, 2015.
  2. Баранова, Л.И. Кинопедагогика в образовательном процессе. Санкт-Петербург: Питер, 2018.
  3. Васильев, Н.А. Кино и школа: практикум для учителя. Москва: Дрофа, 2017.
  4. Горелова, Е.М. Кинопедагогика как средство формирования образов у подрастающего поколения. Курск: Курский государственный университет, 2019.
  5. Данилов, А.П. Использование кинопедагогики в современных образовательных технологиях. Москва: Педагогика, 2016.
  6. Еремин, С.Г. Кинопедагогика: теория и практика. Москва: Баласс, 2014.
  7. Жукова, О.В. Кинопедагогика: основные принципы и методы. Санкт-Петербург: Лань, 2018.
  8. Зыкова, И.М. Кинопедагогика как средство формирования ценностных ориентации учащихся. Казань: КГПУ, 2017.
  9. Иванов, К.В. Развитие креативного мышления через кинопедагогику. Москва: Учитель, 2019.
  10. Карпова, Г.С. Кинопедагогика в современной истории искусств. Санкт-Петербург: Алетейя, 2018.
  11. Лебедева, В.А. Эффективность использования кинопедагогики в школе. Москва: Просвещение, 2013.
  12. Мельникова, Т.И. Кинопедагогика и современные образовательные технологии. Москва: Академия развития, 2015.
  13. Никитин, Е.П. Анализ педагогических аспектов кинопедагогики. Москва: Педагогическое общество России, 2017.
  14. Орлов, И.С. Кинопедагогика: проблемы и перспективы. Москва: Просвещение, 2016.
  15. Попова, А.Н. Роль кинопедагогики в развитии эстетического воспитания школьников. Санкт-Петербург: Интеллект, 2019.